психология

Ситуативный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей взрослого или ребенка обстановке, например, при нападении собаки. Часто он появляется в результате психического заражения паникой в группе людей, тревожных предчувствий со стороны членов семьи, конфликтов и жизненных неудач. Личностно обусловленный страх предопределен характером человека, например, его повышенной мнительностью, и способен проявляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми. Страх реальный и воображаемый, острый и хронический. Реальный и острые страхи предопределены ситуацией, а воображаемый и хронический — особенностями личности. Несмотря на то, что страх - это интенсивно выраженная эмоция, следует различать его обычный, естественный, или возрастной, и патологический уровни. Обычно страх кратковременен, обратим, исчезает с возрастом, не затрагивает глубоко ценностные ориентации человека, существенно не влияет на его характер, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми. Некоторые формы страха имеют защитное значение, поскольку позволяют избежать соприкосновения с объектом страха.

Реферат: Детские страхи у детей младшего дошкольного возраста

Администратор Теория привязанности рассматривает отношения и связи между людьми — преимущественно долгосрочные отношения, включающие отношения как между родителями и детьми, так и между романтическими партнерами. Под привязанностью понимается эмоциональная связь с другим человеком. Боулби считал, что самые ранние связи детей с теми, кто о них заботится, имеют огромное влияние, которое продолжается на протяжении всей их жизни.

Он предложил также, что привязанность служит для того, чтобы в раннем возрасте удержать ребёнка около матери, тем самым повышая шансы этого ребёнка на выживание.

Проблемой страхов в дошкольном возрасте занимались многие уч ные. Боулби [3], в своих трудах, широко раскрыл причины детских страхов.

Психология эмоций Некоторые из наблюдаемых ими обезьян выросли в естественных условиях и попали в лабораторию только в возрасте четырех-шести лет. У этих обезьян большой страх вызывали змеи и любые объекты змееподобной формы. Обезьяны, родившиеся и выращенные в лаборатории, то есть не имевшие опыта жизни на воле, не боялись змей. Удивительно — прошло по меньшей мере 24 года с тех пор, как первые из лабораторных макак были завезены из Индии, однако они до сих пор обнаруживали страх перед змеями!

Воистину, страх — хороший учитель. Переживания, связанные со страхом, навсегда запечатлеваются в нашем сознании. В исследовании Минеки обезьяны, выросшие на воле и обнаруживавшие, страх перед змеями, стали для лабораторных обезьян своего рода образцами для подражания: В качестве стимульного материала экспериментаторы использовали живого удава, чучело змеи, игрушечную резиновую змею, черный электрический шнур и четыре нейтральных предмета, таких, например, как деревянный брусок.

В клетку подавался прозрачный плексигласовый ящик, который перемещался по направлению к животным. В дальнем конце ящика на планке лежала какая-нибудь пища; чтобы завладеть ею, обезьяне достаточно было протянуть руку. При этом на дне ящика находился один Страх и тревога из стимульных объектов — живая змея, змееподобный предмет или нейтральный предмет. Когда в ящике была змея, дикие обезьяны демонстрировали реакции, которые Минска интерпретировала как проявления страха.

В отсутствие своих диких собратьев лабораторные обезьяны не выказывали никаких признаков страха; их ре4 акции на змею, змееподобные и нейтральные объекты были совершенно одинаковыми.

ПРИЧИНЫ страха.

Валерий Астапов - Тревога и тревожность. Хрестоматия Внешние процессы и события Этот раздел будет посвящен главным классам событий, вызывающих страх или включающих нейронные процессы, активизирующие эту эмоцию. Рядом авторов были предложены классификации врожденных детерминант страха.

Исследователи выделяют различные причины, которые содействуют возникновению страхов. Дж. Боулби [1] считает, что причиной.

Многие наблюдения поведения маленьких детей, когда они были разлучены со своими родителями и помещены в незнакомую обстановку с незнакомыми людьми, описанные Джеймсом Робертсоном и другими исследователями в течение последних двадцати лет, еще не в полной мере выражены в виде клинической теории. Все еще нет согласия по поводу того, почему такое переживание должно быть столь расстраивающим для ребенка такого возраста, а также относительно того, почему впоследствии ему приходится столь интенсивно опасаться, как бы это не произошло вновь.

За последние годы было проведено много экспериментов на молодых обезьянах, в которых они разлучались с матерью, обычно на время около недели. Каковы бы ни могли быть различия между реакцией обезьян и людей в такой ситуации, что непосредственно поражает, так это сходство реакции. У большинства видов исследованных обезьян очень заметно выражен протест при разлучении и депрессия в период разлуки, а после воссоединения прилипчивость к матери намного увеличивается.

В течение последующих месяцев, хотя особи различны, разделенные детеныши обезьян склонны в среднем исследовать окружающую среду меньше и льнуть больше; и они остаются значительно более робкими, чем те маленькие обезьяны, которые не испытали разлуки. Относительно обзора этих данных смотрите Хинде и Спенсер-Бус,

еория привязанности джона боулби

, Потребовалось несколько лет систематических исследований, прежде чем ученые смогли с уверенностью заявить, что приближение незнакомца не обязательно вызывает у младенцев страх, что дети могут обнаруживать при этом и интерес, и радость, и гнев. Лишь при определенных условиях они реагируют на приближение незнакомого человека страхом. Важными факторами страха в данной ситуации являются внешность незнакомца и скорость, с которой он приближается к ребенку. Обнаружено, что у младенца скорее вызовет страх стремительное приближение крупного мужчины, чем приближение ребенка.

Какова природа человеческой привязанности Где ее истоки Как зарождается и формируется привязанность маленького ребенка к.

Ответы мужчин и женщин, представлявших эти семь стран, анализировались отдельно. И все же страх - реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в самых разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту. Интенсивное переживание страха запоминается надолго. Обстановка и предметы, связанные с тем детским переживанием страха, возможно, до сих пор эмоционально значимы для вас.

Люди, страдающие фобиями, лучше других знают, какой сильный страх могут вызывать у человека определенные предметы, события или ситуации и как трудно избавиться от этого страха, даже если он совершенно безоснователен.

Детские страхи и их преодоление

Основные положения теории привязанности … 2. Основные положения теории привязанности …………………………… 2. Боулби известен своими исследованиями вредных воздействий материнской депривации на развитие личности.

НЕУСТОИЧИВАЯ ПРИВЯЗАННОСТЬ КАК ИСТОЧНИК страха Джон Боулби (ВоуЛЬу, ) первым заговорил о первичном носителе заботы или.

Понимание страха не избавляет от опасных или пугающих ситуаций, но оно может обеспечить дополнительную меру контроля над этой не- приятной эмоцией. На нейрофизиологическом уровне страх вызывается довольно быстрым возрастанием нейронной активности. По Томкинсу Тогп1пп5, , существует три эмоции, связанные с возраста- нием интенсивности: Врожденная и приобретенная дифференциация этих трех эмоций подготавливает человека к любому значительному неожиданному возрастанию стимуляции. Наиболее неожиданные и резкие возрастания в интенсивности нейронной стимуляции активируют удивление-испуг.

Несколько меньшее возрастание приводит к страху, еще менее неожиданное и резкое - к инте- ресу.

Вы точно человек?

Исследователи предъявляли детям объемные маски искаженных человеческих лиц, это были точные копии тех масок, которые использовал в своем исследовании Каган . Ребенка усаживали на расстоянии четырех футов от импровизированной сцены в отгороженную с трех сторон кабинку, так что он мог видеть только сцену; затем открывался занавес, и перед ребенком возникала либо маска нормального человеческого лица, либо масца одноглазого уродца, которая приближалась к нему либо постепенно, либо стремительно.

Дети по-разному реагировали на предъявляемые им маски. Одни выказывали сильнейший интерес, другие протестовали и выказывали гнев, третьи реагировали развернутым мимическим выражением страха. Эмоциональные реакции конкретного ребенка при разных условиях и разных типах масок были практически одинаковы.

Автором теории привязанности считается Джон Боулби, попытавшийся объединить психоаналитические представления о страхе.

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда. Теория привязанности и психоанализ Пациент заявляет: Но он не знает, что случилось с этой машинкой. Отсюда его заявление о потере. В начале сеанса он рассказал о своем сне: Я предложил гипотезу, по которой этот сон означает желание отказаться от сложных жизненных обязанностей и обнаженным вернуться к матери.

ПРИВЯЗАННОСТЬ. Теории привязанности Боулби и Эйнсуорт

страхи есть у каждого, и это естественные чувства, свидетельствующие о здоровой психике. Ведь они заложены самой природой, и благодаря им включается инстинкт самосохранения. Нормальные страхи и фобии — это абсолютно два разных чувства. Если в естественных страхах, таких как:

Проблемой страхов младшего школьного возраста занимались многие учёные. Боулби в своих трудах широко раскрыл причины детских страхов.

Сопереживание может ослабить и страх, но для этого человек, проявляющий участие, должен быть бесстрашным или уметь контролировать свой страх. В ситуации угрозы одно лишь присутствие надежного друга может создать мощную преграду страху, и для ребенка таким человеком является тот, к кому он эмоционально привязан. Если в этот важный период родители находятся рядом с ребенком и внимательны к его нуждам, то у ребенка формируется прочная привязанность к ним.

Она создает базу для развития чувства безопасности и доверия к жизни, помогающих ребенку исследовать окружающий мир и расширять его горизонты согласно теории Э. У детей и подростков, склонных к страхам, по-видимому, нет доверия к объекту привязанности, который в критические периоды жизни был недоступен для них или оказался недостаточно чуток к их нуждам. Боулби доказывает, что несформированность базового чувства безопасности является причиной некоторых детских фобий.

Действительно, многие пациенты, страдающие агорафобией, заявляют о том, что в детстве боялись школы. Пациенты, страдающие фобиями, могут перечислить множество вредоносных событий, которые не вызывали у них страха и не привели к развитию фобии. Некоторые фобии например, агорафобия приобретают столь генерализованный характер, что индивид не в состоянии понять, чего именно он боится.

Джейкобс и Нэйдел выделяют два условия, создающие почву для формирования страха, который позже может перерасти в фобию. По мнению авторов, научение в период младенчества осуществляется в основном за счет возможностей таксонной системы. Такой способ научения развивает реакцию страха, однако не позволяет усваивать информацию контекстуального характера. Таким образом, стресс повышает вероятность манифестации инфантильного страха и создает почву для развития фобии.

И, наконец, Макнолли отмечает, что люди, страдающие фобиями, научаются избегать любых столкновений с пугающим объектом, в результате чего объект сохраняет свою пугающую силу.

"Мамина" дочка. Ребенок очень привязан к маме.