Бонавентура и Фома: одна вера и две философии

Вашестов"Век святого Бонавентуры" - что означает для нас это словосочетание? Великий человек манифестирует свое время, придает ему смысл. И оно, обретая определенные всем измерения, становится историей. Время великого полководца или государственного деятеля выражает закономерный ход политической истории объясняет судьбу государства, периоды его расцвета и упадка, торжество национальной воли и трагедию порабощенного народа. Время поэта или художника открывает другие измерения. Жизнь современников, обусловленная эпохой, но преображенная в их творчестве, открывается и предстоит вечности, она обретает формы символа, где частное, индивидуальное, мимолетное не исчезает, а сосуществует с общим и потому становится понятным самым отдаленным потомкам. Бонавентура такой же поэт и художник, что и мастера готических соборов. Он художник умопостигаемого, мастер поэзии понятий. Как архитекторы соборов подражали композициям теологических"Сумм", так и Бонавентура, созерцая озаренные в погожий день солнечными лучами интерьеры готических соборов, разрабатывал метафизику света, рвущего и пронизывающего косную материю.

Бонавентура Путеводитель души к Богу

Что хочет сказать нам чрез сие святой Апостол? О какой любви говорит он нам и о каком страхе? Ибо пророк Давид говорит в псалме:

Бонавентуры (глава XIV -"О В заключение он сказал им:" Прощайте сыны мои, живите в страхе Божием и всегда пребудьте.И хотя близятся.

Наши противники одобряют первый артикул Вероисповедания, в котором мы провозглашаем, что веруем и учим о том, что существует одна Божественная Сущность, неразделимая и единая и т. Данный артикул мы всегда преподавали и защищали, мы веруем, что он имеет определенные и твердые подтверждения в Священных Писаниях и не может быть опровергнут.

Мы непрестанно утверждаем, что люди, полагающие иначе, находятся вне Церкви Христовой и являются идолопоклонниками, оскорбляющими Бога. О первородном грехе Второй артикул, о первородном грехе, наши оппоненты также одобряют, однако они одобряют его так, что при этом осуждают определение первородного греха, которое мы попутно дали. Ибо, тогда как мы простодушно и бесхитростно хотели мимоходом упомянуть то, что включает в себя понятие первородного греха, эти люди, путем формирования недоброжелательного истолкования, ловко исказили предложение, само по себе не имеющее ничего дурного.

Вполне очевидно, что подобные ухищрения исходят из [богословских] школ, а не из императорского Совета. Однако, хотя эта софистика может быть легко опровергнута, все же, для того чтобы все благочестивые люди могли понять, что наше учение по этому вопросу не содержит никакой нелепицы, мы просим прежде всего проверить [заглянуть в] Немецкое Вероисповедание.

Следующая глава Святой Иоанн говорит в Соборных посланиях своих: Что хочет сказать нам чрез сие святой Апостол? О какой любви говорит он нам и о каком страхе?

Бонавентура о его рождении. . и уважать всех богословов и всех, кто возвещает слово Божие, как дарующих нам дух и жизнь”. .. Во всем Комментарии на Страсти, говоря о страхе, который Христос испытал в.

После периода культурной изоляции латиноязычный христианский мир вступает, благодаря освоению новых торговых путей и политической и военной экспансии, в контакт с иными философскими традициями. Этот момент культурного подъема совпал с фазой декаданса религиозного духа, в котором проступили черты усталой вялости. Вера как подлинное основание жизни, как встарь, так и ныне, по плечу немногим подвижникам, для большинства же она лишь эмоциональный; факт. Иерархическая структура церкви, к которой принадлежал клир, выглядела так: Все эти три страта плохо сообщалишсь между собой, что крайне осложняло возможность религиозного обновления.

Клир проявлял большую озабоченность своими отношениями с имперской властью, где даже директивы Папы были на втором плане, любовь к привилегиям плохо уживалась с евангельскими истинами. Монахи в монастырском своем бытии стремительно обогащались, злоупотребления вошли в привычку. Реакция воспоследовала в виде движений протеста, знаменем которых был евангельский идеал нестяжания, бедности и смирения духа перед лицом тщеславия утративших чувство меры нуворишей в рясах.

Бонавентура

Бонавентура известен как средневековый западный богослов-схоластик и генерал францисканского ордена. Однако в отечественной патрологической науке его богословские взгляды до сих пор остаются практически не изученными. В данной статье мы попытаемся частично восполнить этот пробел. Жизнь Бонавентура родился около года в Баньорее в Тоскане.

Бонавентура. мужество. Воля же Отца движет как познанная разумом, как возлюбленная премудростью, как чтимая страхом [Божиим]. Движет также и .

Глава 1 О ступенях восхождения к Богу и о том, как видеть Его в следах, оставленных Им во Вселенной 1. Поскольку блаженство является не чем иным, как наслаждением высшим благом, и так как высшее благо выше нас, то мы не можем обрести счастье, не поднявшись над собой — не посредством физического перемещения, а благодаря движению сердца. Но подняться над собой мы не можем до тех пор, пока нас не поднимет высшая сила.

Сколько бы ни было в нашей внутренней жизни упорядоченных ступеней, ничего не произойдет, если только нас не будет сопровождать Божья помощь. А помощь Бога приходит к тем, чья смиренная и благоговейная молитва исходит от сердца. Следует просить об этой помощи пылкой молитвой в долине плача. Так что молитва — мать и источник восхождения к Богу.

Если мы молимся так, то нам дается свет, освещающий ступени восхождения к Богу. Ибо в соответствии с нашим нынешним состоянием сотворенная Вселенная сама может служить лестницей, позволяющей достичь Бога. Среди всего сотворенного одно является следом, а другое — образом, одно телесное, а другое духовное, одно временное, а другое вечное, одно вне нас, а другое в нас.

Чтобы достичь того духовнейшего вечного Истока, который над нами, нужно пройти через те телесные и временные следы, которые вне нас. И это выведет нас на путь к Богу. Далее нам нужно войти в свою внутреннюю реальность, в бессмертный образ Бога — образ, который вечен, духовен и находится в нас.

Брат Солнце

Франциск, происходит из состоятельной знатной семьи. Учился в францисканской монастырской школе, затем в Сорбонне Париж , сначала на факультете искусств, а затем, после вступления в францисканского ордена, на факультете теологии под руководством Александра с Гэльса, чье место преподавателя после смерти учителя он занял в С доктор теологии, преподает в францисканской школе в Париже.

В возглавляет орден францисканцев.

Второй вывод, получивший дальнейшее развитие в книге «Грех и страх», которые были воспитаны не в духе почитания Бога, а в «страхе Божием». Бонавентура писал: «Все, принадлежащие к массе погибельной, должны.

Несколько слов по поводу статьи Ю, Каграманова Для краткости воздержусь от указания на все пункты, по которым я со статьей согласен. Сентиментальная эвдемонистическая риторика, из десятилетие в десятилетие, из века в век пускающая в ход против концепта страха Божия все более предсказуемые, все более самоуверенные, но и все более опустошенные изнутри фразы и жесты, вызывает у меня примерно такие же чувства, как и у автора.

Некоторые исторические соображения представляются мне довольно убедительными. Не стану придираться к словам. Каграманов, и спорить не стану. Но оставим все это. Если бы серьезность темы не исключала каламбуры, я, наверное, решился бы сказать, что о страхе Божием необходимо говорить — со страхом Божиим. Иначе говоря, его опасно делать предметом историко- культурного дискурса, равноправным со всеми прочими. Историку культуры открыты формы культуры; о тайнах живых душ, подлежащих суду Божию наряду с его собственной душой, он может делать только весьма косвенные и зыбкие заключения.

В контексте статьи они на мгновение возникают как нужный по ходу дела конкретный пример исторически обусловленной и в то же время религиозно предосудительной психологии эпохи. Прошу простить мне диковинный для журнальной полемики тон, но я говорю абсолютно всерьез.

О страхе Божием и общем спасении

Имя на родном языке: Христианские авторы - вв. Богословие, Практика, История, Библеистика Краткая биографическая справка: Богослов—мистик, представитель августиновского платонизма. Один из десяти величайших учителей Западной Церкви по списку года, .

Итак, они говорят: “Не иметь страха Божьего, не иметь веры — это своей не могут иметь ни истинного страха Божия, ни истинной веры в Бога]. 3. . И Бонавентура пишет: “Когда спрашивают:"Что такое первородный грех .

Побуждай себя, человек Божий, стрекалом угрызений совести, прежде чем поднять глаза к лучам мудрости, которые отразятся в зеркале души, чтобы не быть тебе ослепленным их светом и не упасть в более густую тьму. Бонавентура - гг. Этот миролюбивый человек, который"был мирным среди тех, кто ненавидит мир", говорит об этом мире"Просите мира Иерусалиму". Ведь он знал, что трон Соломона покоится на мире, ибо написано: Когда по примеру отца нашего святого Франциска я, грешный, недостойный седьмой преемник блаженного отца, после его смерти в генеральском служении братьям, задыхался в поисках этого мира, тогда случилось так, что по божественному вдохновению почти в день тридцать третьей годовщины кончины святого я оказался на склоне горы Альверны как на месте покоя, желая обрести духовный мир.

Будучи там и размышляя о путях духовного восхождения к Богу, вспомнилось мне среди прочих чудо, произошедшее в этом месте с самим святым Франциском, когда он увидел серафима с крыльями, сложенными по подобию Распятия. Погруженному в эти мысли, открылось мне, что видение это говорит об экстазе блаженного отца и указывает путь, следуя по которому можно его достичь. Под шестью крыльями серафима на самом деле следует понимать шесть ступеней озарения, которые проходит душа, как бы шесть ступеней или дорог, которыми она восходит к миру через экстатические излияния христианской мудрости.

Нет иного пути к этому, кроме как пути пламенной любви к Распятому Христу, именно благодаря ей Павел"восхищен был до третьего неба", и именно она настолько преобразила его во Христе, что он сказал:

Св.Иоанн Златоуст.О страхе Божием. Читает Дыбунов Игорь Владимирович. 19.03.2016